Elementor Header #625
Поиск
Close this search box.

До февраля России придется решить, куда девать излишки нефтепродуктов

Новые поставщики нефти для Евросоюза пока находятся с большим трудом, а до вступления в силу эмбарго на импорт российского сырья осталось три с половиной месяца (заработает в декабре). Пока ЕС активно закупается нашей нефтью впрок, а отечественные компании налаживают торговлю со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Но ни для нас, ни для ЕС часом икс станет не декабрьский запрет, а европейское эмбарго на покупку наших нефтепродуктов, которое начнет действовать в феврале 2023 года.

В июле Евросоюз вновь стал крупнейшим импортером российской нефти, свидетельствуют данные Центра развития энергетики (ЦРЭ). На Запад уходило в среднем 1,91 млн баррелей в сутки (39,6% от всех объемов). Еще 0,33 млн баррелей в сутки (6,8%) пришлось на неизвестных покупателей, которые с большой долей вероятности были из Европы. На Китай пришлось 1,6 млн баррелей, а на Индию — 0,66 млн баррелей в сутки.

Официальные российские данные закрыты, но ранее со ссылкой на статистику Vortexa сообщалось, что июльский экспорт нефтепродуктов в Европу из России доходил до 0,7 млн баррелей в сутки, что на 22% выше, чем в июле прошлого года.

Экспорт нефтепродуктов ранее был в значительной мере ориентирован на Европу. До 10% производимого в стране бензина и около половины дизельного топлива уходило на Запад. Также отправлялся за границу мазут – до 80%, но в последние годы четверть от этих объемов (около 13 млн тонн) уходила в США, которые уже запретили импорт из нашей страны. Часть выпавших объемов американского импорта удалось перенаправить на Ближний Восток. Но после эмбарго ЕС приблизительно на такие же объемы, но уже европейского импорта, придется искать покупателя.

На переработку в России уходило более половины добываемой нефти (в 2021 году 288 млн из 524 млн тонн). Бензина производилось 41 млн тонн, дизельного топлива — 80 млн тонн, мазута — более 40 млн тонн. Главный удар эмбарго ЕС на наши нефтепродукты нанесет по дизельному топливу и мазуту. На производство под их экспорт на Запад уходило около 20% объемов нашей нефтедобычи. И дело даже не в потере доходов от экспорта, производство нефти – это основной источник пополнения бюджета. Пока объемы нефтепереработки в России только растут. По данным ЦРЭ, до 5,68 млн баррелей в сутки — максимальный уровень после пандемии. Немаловажную роль здесь играют выплаты компаниям из бюджета по демпферу (механизм компенсации потерь нефтяников при поставках топлива не за границу, а на внутренний рынок, при высоких экспортных ценах). В июле они составили 244 млрд рублей, а с января — 1,5 трлн рублей.

В Минфине и Минэнерго неоднократно заявляли, что считают демпфер важным фактором поддержки нефтепереработки, отмечают эксперты ЦРЭ. Его не отменили, хотя экспорт нефтепродуктов и так неформально ограничен «поведенческими» санкциями со стороны европейских трейдеров. Демпфер вряд ли будет полностью отменен, поскольку его размер зависит от цены на нефть, а сам он выплачивается из дополнительных нефтегазовых доходов, считают в ЦРЭ. Но возможны корректировки, особенно если станет ясно, что внутренние цены на топливо не будут расти вслед за экспортными. Минфин уже решил сократить демпфер по бензину с сентября именно исходя из такой логики — зачем дополнительно платить НПЗ, если они и так поставят продукт на внутренний рынок, поскольку возможности экспорта ограничены, уточняют эксперты.

Центр развития энергетики в комментарии для «Российской газеты»