Elementor Header #625
Поиск
Close this search box.

Руководитель Центра РЭ о динамике российского рынка топлива: комментарий для СМИ

Российская нефтепереработка ориентирована на экспорт. Из примерно 80 млн тонн производимого дизтоплива экспортируется половина, из 60 млн тонн мазута — три четверти. Бензин и авиакеросин почти не экспортируются. Поскольку НПЗ не может не выпускать дизтопливо, если спрос на него на экспортных рынках снизится, завод будет предлагать товар на внутреннем рынке со скидкой, а если и это не поможет — сокращать переработку.

Ситуация с бензином более сложная. Если дизтопливо используется в основном коммерческим транспортом, промышленностью и АПК, и можно ожидать сокращения потребления из-за санкций в этом году, то бензин — это потребительский товар. Поскольку авиаперелётов за рубеж и даже внутри страны станет меньше, в отпускной период спрос на бензин для личных путешествий на авто, вероятно, резко возрастёт.

Мы видели аналогичный эффект летом 2020 года в пандемию. Покрытие этого спроса может стать нетривиальной задачей для НПЗ в условиях, когда производство дизтоплива, газойля и мазута, возможно, потребуется сдерживать из-за экспортных ограничений. Следует также отметить, что сейчас АЗС, хотя оптовые цены на топливо и снижаются, несут дополнительные издержки. Это связано с ростом стоимости кредитов вслед за увеличением ключевой ставки ЦБ до 20%. Трейдеры и сети АЗС, как правило, покупают топливо у НПЗ и нефтебаз в кредит. Отдают его через 60–90 дней после закупки, когда получат выручку от продажи этого топлива.

АЗС будут вынуждены заложить рост стоимости кредитов в цену топлива, что снизит их возможности уменьшать ценники весной. Базовый прогноз предполагает, что средние по стране розничные цены на дизтопливо останутся стабильными и в апреле, и в мае. При этом бензин может немного подорожать, но лишь в пределах 1%. Учитывая сегодняшнюю инфляцию, это уже значимое достижение для отрасли.

LIFE
Рамблер/ФИНАНСЫ
«Комсомольская правда»