Elementor Header #625
Поиск
Close this search box.

«Ведомости»: правительство одобрило ввод заградительной пошлины на экспорт топлива

Правительственная комиссия по энергетическому развитию и интеграции одобрила введение заградительной экспортной пошлины на бензин и дизельное топливо, за поставки которых на внутренний рынок производители получили выплаты по демпферу. Пресс-служба Минпромторга сообщила, что в формулу расчета экспортных пошлин на нефтепродукты включат надбавочный коэффициент в 20 000 руб./т, который будет применяться к экспортерам, не производящим нефтепродукты.

Механизм демпфера в нефтяной отрасли был введен в России в 2019 г., чтобы сдерживать цены на топливо на внутреннем рынке. Если экспортная цена бензина и дизтоплива выше, чем цена на внутреннем рынке, то государство компенсирует нефтеперерабатывающим заводам часть этой разницы, чтобы стимулировать их не повышать цены в России. В обратном случае нефтекомпании перечисляют часть своей сверхприбыли в бюджет. Летом 2022 г. механизм был скорректирован — с 1 сентября при расчете демпфера до конца 2022 г. стала учитываться скидка на Urals к эталонной Brent. 21 ноября президент России Владимир Путин подписал закон, который продлевает действие корректировки до 2025 г.

Российские компании стали экспортировать нефть с дисконтом к Brent после начала специальной военной операции и введения антироссийских санкций. На максимуме уровень дисконта на Urals приближался к $35/барр., а осенью стабилизировался на уровне в $25/барр. Нефтекомпаниям из России удалось перенаправить поставки нефти из Европы в Азию, а поставки нефтепродуктов – на внутренний рынок России (за 10 месяцев 2022 г. в годовом выражении они выросли на 30% и составили 41,6 млн т).

Центр развития энергетики прокомментировал это решение для «Ведомостей»:

🟢 Такая мера введена как реакция на необычную ситуацию на внутреннем топливном рынке в 2022 году. Проблемы с экспортом нефтепродуктов из России вследствие косвенных эффектов санкций привели к тому, что внутренние цены на топливо опустились (особенно по бензину) значительно ниже уровня экспортной альтернативы. Иначе говоря, топливо в РФ продается с дисконтом к мировым котировкам. Для НПЗ в этом нет большой проблемы, поскольку бюджет компенсирует большую часть этих потерь через выплаты по демпферу, которые, соответственно, выросли. Большие выплаты по демпферу вкупе со сложностями с экспортом сырой нефти привели к тому, что нефтекомпаниям оказалось выгодно максимально загружать НПЗ, несмотря на низкие цены на внутреннем рынке. Большие объемы выпуска, соответственно, оказали дополнительное давление на внутренние цены. В мае внутренние цены опустились до уровня, при котором трейдерам оказалось выгодно покупать топливо на внутреннем рынке и продавать его на экспорт даже в случае, если они не получали возврат НДС (нефтекомпании при прямом экспорте не платят НДС).

🟢 Пошлина в 20 тыс. руб. на тонну должна помочь прекратить серый экспорт при нынешних условиях рынка. Однако экономическая целесообразность экспорта зависит, в первую очередь, от разницы между мировыми ценами на топливо и ценой внутри России. Если эта разница начнет расти (например, в случае существенного роста цен на нефть или значимого ослабления рубля), то потребуется повысить пошлину.

https://t.me/en_tran/264