Elementor Header #625
Поиск
Close this search box.

Иностранные нефтегазовые компании получили почти $58 млрд убытков от обесценения активов в РФ

Крупнейшие иностранные нефтегазовые компании в 2022 году списали со своих балансов в общей сложности около $58 млрд средств, связанных с их проектами в России, подсчитал «Интерфакс» на основе данных из отчетов компаний.

Британская BP plc, как один из крупнейших акционеров «Роснефти», отразила наибольший убыток — $25,52 млрд, списав инвестиции в российскую компанию и в совместные предприятия с ней — ООО «Харампурнефтегаз», ООО «Ермак Нефтегаз» и ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча». При этом BP все еще владеет этими активами. В декабре компания заявила, что продолжает искать покупателя на свою долю в «Роснефти» и активно маркетирует актив на рынке. При этом процесс выхода из активов осложняется и затягивается из-за международных санкций против России и ряда российских нормативных актов.

Второй в «рейтинге утрат» стала французская TotalEnergies, списавшая $14,8 млрд. На протяжении всего года связанный с российскими активами убыток компании рос. В первом квартале компания списала $4,095 млрд — в основном по инвестициям, связанным с проектом «Арктик СПГ 2», во втором квартале — $3,513 млрд, в связи с негативным влиянием международных санкций на стоимость доли в «НОВАТЭКе», в третьем компания признала обесценение прибыли с российских активов в размере $3,056 млрд, а в четвертом — списала $4,1 млрд в связи с деконсолидацией доли в «НОВАТЭКе».

Третье место по списаниям заняла Wintershall Dea AG, приняв решение о выходе из российских активов: этот шаг стоил ей 4,5 млрд евро. Изначально компания намеревалась продолжать участие в существующих проектах по разработке ачимовских залежей Уренгойского НГКМ («Ачимгаз») и добыче природного газа на Южно-Русском месторождении («Севернефтегазпром»), однако сочла это нецелесообразным после ряда решений российских властей, «аннулировавших» ранее существовавшую экономическую модель СП с «Газпромом». С учетом прочих списаний в основном в сегменте транспортировки газа связанный с Россией убыток Wintershall Dea в 2022 году составил 7 млрд евро.

В связи с этими потерями Wintershall Dea, ее главному акционеру — германской BASF — пришлось признать обесценение пакета акций дочерней компании на общую сумму 6,531 млрд евро.

Другой партнер «Газпрома» по СП — австрийская OMV, по словам ее главы Альфреда Штерна, признала обесценение активов на 2,5 млрд. Согласно отчету, из них 1 млрд евро приходится на списания по проекту «Северный поток 2», 1,03 млрд евро — на убытки от деконсолидации компании-оператора Южно-Русского газового месторождения «Севернефтегазпром» и трейдинговой «Газпром ЮРГМ Девелопмент». Остальные списания — 432 млн евро — связаны с другими операционными расходами. В целом компания осторожно комментирует планы по российским активам: несмотря на то, что изменившиеся условия ставят под вопрос целесообразность участия в СП, решение об их продаже пока не принято. Финансовый директор OMV Райнхард Флорей подчеркнул на итоговой пресс-конференции, что дееспособность австрийского акционера «ограничена российскими законами, и ни о какой транзакции сейчас и речи быть не может».

Британско-нидерландская Shell заявила о суммарном чистом убытке в размере $4,186 млрд от списания российских активов. Эта цифра включает в себя обесценения по проектам «Сахалин-2», «Салым Петролеум Девелопмент» и «Гыдан Энерджи» (два последних — бывшие СП с «Газпром нефтью», списания по кредитам для строительства «Северного потока 2», а также убытки, связанные с вынужденной продажей маркетинговых активов «Шелл нефть» «ЛУКОЙЛу». При этом, теоретически в следующих периодах Shell может отразить доход по салымскому и сахалинскому проектам, поскольку передача активов Salym Petroleum «Газпром нефти» позиционируется как продажа, а за невостребованную долю в «Сахалине-2» полагается денежная компенсация (за вычетом суммы ущерба, нанесенного действиями иностранного участника).

Exxon Mobil — единственная нефтегазовая компания, убытки которой от активов в России не увеличились к концу года. В первом квартале корпорация заявила о списании по СРП-проекту «Сахалин-1» в объеме $3,4 млрд. По итогам года сумма была пересмотрена и составила $2,3 млрд. Вместе с тем, российская сторона должна оценить стоимость невостребованной доли в СРП и начислить соответствующую компенсацию для Exxon на специальный счет типа «С» за вычетом суммы ущерба, нанесенного действиями иностранной компании. В частности, среди вычетов может оказаться налоговая задолженность Exxon Neftegas Ltd в размере 15,5 млрд рублей, решение о взыскании которой в феврале принял Южно-Сахалинский городской суд. Есть вероятность, что и факт полной остановки добычи на проекте по решению ENL будет включен в состав финансовых претензий со стороны России.

Норвежская Equinor отразила чистый убыток от списания активов в России на уровне $1,08 млрд в первом квартале и с тех пор оценку не меняла. из которых $251 млн связаны с основными средствами и нематериальными активами, а $832 млн — с инвестициями, учтенными по методу долевого участия. Компания относительно тихо покинула российский рынок, передав свои доли в совместных предприятиях и СРП российским партнерам: «Ангара Ойл» и «СевКомНефтегаз» были консолидированы «Роснефтью», а долю в Харьягинском СРП получила «Зарубежнефть».