Как складывается ценообразование на дизельное топливо

В январе оптовые цены на дизельное топливо (ДТ) в России снизились до минимальных значений по зимнему ДТ — за год, по межсезонному — с декабря 2020 года, по летнему — с 2018 года, а цены на АЗС рекордно растут. С бензином ситуация аналогичная, но его стоимость в рознице хотя бы стабильна, почти не меняясь с весны 2022 года.

Свой комментарий для «Российской газеты» дал руководитель Центра развития энергетики:

🟢 Зимнее дизтопливо на АЗС всегда дорожает, как это не удивительно, зимой. Если сравнивать средние розничные цены на дизтопливо по Росстату, то на 19 января 2023 года цена по России составляла 58,71 рублей, а ровно год назад — 54,56 рублей, то есть рост составил 7,8%, что существенно ниже инфляции за тот же период (11,5%). Сравнивать динамику цен на дизтопливо осенью-зимой с ее динамикой летом некорректно, так как зимнее дизтопливо существенно дороже и существенно влияет на средние показатели розничных цен: нужно сравнивать динамику за сопоставимые периоды.

🟢 Оптовые цены на все виды топлива снижаются, во-первых, из-за снижения цен на нефть при относительно небольшом ослаблении рубля (то есть, экспортный нетбэк сокращается). Во-вторых, в январе на динамику цен явно влияет предстоящее эмбарго ЕС на нефтепродукты, и участники российского рынка, похоже, сокращают закупки топлива на бирже, рассчитывая купить товар в феврале по еще более низкой цене. Нужно отметить, что снижение цен в опте в конечном счете скажется на розничных ценах, но из-за временного лага, связанного с отгрузкой купленных нефтепродуктов, влияние будет отложенным. Так, купленные сейчас на бирже нефтепродукты поступят в продажу на АЗС только во второй половине февраля.

🟢 По нашим оценкам, эмбарго ЕС на нефтепродукты с 5 февраля приведет к снижению цен на нефтепродукты на внутреннем рынке в феврале-марте. В дальнейшем ситуацию предсказать сложнее, поскольку многое будет зависеть от того, насколько сильно нефтекомпании решат сократить переработку. При сильном сокращении переработки нынешний профицит бензина на рынке может исчезнуть на фоне сезонного роста спроса весной и вывода ряда мощностей НПЗ в ремонты.

🟢 Мы предполагаем, что пока привязка к Северо-Западной Европе для расчета демпфера сохранится, хотя смысла в ней, конечно, уже нет. Тем не менее, Минфину не так просто найти альтернативный бенчмарк, как мы это видим на примере Urals — котировка для расчета НДПИ и экспортной пошлины по прежнему привязана к синтетической котировке Argus на базисе CIF Роттердам и CIF Аугуста, хотя российская нефть уже полтора месяца туда официально не поставляется. Думаем, для Минфина и для нефтяной отрасли в ближайшие месяца будет важно сохранить прежние условия демпфера, поскольку санкции и так создают достаточно неопределенностей для экспорта нефти и нефтепродуктов, чтобы увеличивать их еще и пересмотром параметров компенсаций на внутреннем рынке.

https://t.me/en_tran/300