Elementor Header #625
Поиск
Close this search box.

ЛУКОЙЛ может оставить итальянский бизнес

ЕС разработал новый санкционный пакет против России, который, в частности, предусматривает ограничение цены российской нефти. С 5 декабря может быть введён запрет её экспорта морем в страны ЕС. После этого находящиеся на территории Евросоюза нефтеперерабатывающие заводы лишатся сырья из РФ. В связи с этим на повестке дня вновь оказалась судьба ISAB — итальянского НПЗ ЛУКОЙЛа.

Ещё весной этого года впервые появились сообщения о возможной национализации нефтеперерабатывающего завода ЛУКОЙЛа на Сицилии. В середине сентября министр экологического перехода Италии Роберто Чинголани заявил, что надеется избежать этого сценария, и назвал в качестве более приемлемого решения деликатного вопроса продажу завода нероссийскому инвестору.

Главная причина заключается в том, что НПЗ на 40 процентов обеспечивается сырьём из России, а это значит, что готовящееся эмбарго угрожает дальнейшему функционированию предприятия. Непосредственно сказаться на работе завода могут и новые санкции ЕС, которые вскоре будут объявлены. Предприятие между тем имеет стратегическое значение, являясь третьим в Европе по объёмам переработки и обеспечивая Италию почти четвертью моторного топлива. По данным Financial Times, одним из претендентов на приобретение завода может стать американская частная инвестиционная компания Crossbridge. Сообщается, что она уже провела 12-дневную юридическую экспертизу на предприятии.

В 2008 году ЛУКОЙЛ купил 49 процентов акций завода в Приоло (юго-восток острова Сицилия). Позднее ISAB стал полностью принадлежать российской компании. Также ей принадлежит розничная сеть Lukoil Italia.

Руководитель Центра развития энергетики прокомментировал ситуацию для octagon:

Всего ЛУКОЙЛ в 2021 году произвёл на НПЗ за рубежом 19,6 миллиона тонн нефтепродуктов (32 процента всего выпуска компании), причём на ISAB пришлась почти половина (9,6 миллиона тонн). Это самый крупный, сложный и ценный зарубежный НПЗ компании. И к тому же сейчас очень прибыльный благодаря загрузке российской нефтью.

Оценить сегодняшнюю рыночную стоимость завода довольно сложно; с другой стороны в 2013 году, завершая консолидацию НПЗ, ЛУКОЙЛ заплатил итальянской ERG сумму, исходя из которой весь завод оценивался примерно в 2,7 млрд долларов. После этого компания вложила несколько сотен млн долларов в модернизацию актива.

Учитывая нынешнюю геополитическую ситуацию, ЛУКОЙЛу, очевидно, придётся согласиться на существенный дисконт. Кроме того, экономика НПЗ после перехода к новому владельцу однозначно ухудшится, поскольку завод не сможет закупать со скидкой российскую нефть.

На наш взгляд, если ЛУКОЙЛ сможет получить 1 миллиард долларов за этот актив в текущей ситуации, это была бы неплохая сделка для российской компании.

Основатель и бывший президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов ещё шесть лет назад говорил о том, что компания может продать свои НПЗ в Италии, Румынии, Болгарии и Нидерландах, заявив, что они не являются для неё стратегическими. Так, в 2014 году вокруг румынского предприятия ЛУКОЙЛа разгорелся конфликт в связи с обвинениями в отмывании денег и уклонении от уплаты налогов в отношении пяти сотрудников НПЗ. Впоследствии он был улажен. Специалисты не исключают (https://octagon.media/ekonomika/lukojl_pokinet_siciliyu_.html) того, что активы, которыми российская компания полноправно распоряжается в Европе, и сегодня могут оказаться в зоне внимания местных властей.

По мнению экспертов Центра РЭ,

НПЗ в Румынии и Болгарии находятся в зоне риска, поскольку ЛУКОЙЛ владеет ими полностью. В то же время, экономических предпосылок сегодня нет, поскольку санкции ЕС, запрещающие покупать российские нефть и нефтепродукты, не коснутся НПЗ в болгарском Бургасе до июня 2024 года (ЕС предоставил Болгарии соответствующее исключение).

Что касается НПЗ в Плоешти (Румыния), то он небольшой (2,7 миллиона тонн), и ЛУКОЙЛ, помимо местной румынской нефти, сможет закупать для него казахстанскую и азербайджанскую нефть, отгружаемую через порты Чёрного моря.

Мы считаем, что нидерландский актив не тронут, поскольку ЛУКОЙЛу принадлежат 45 процентов компании, управляющей НПЗ в Нидерландах. Иными словами, он не контролирует актив. То же касается и добычного проекта PL 858 в норвежском секторе Баренцева моря, где ЛУКОЙЛу принадлежат 20 процентов.

Однако, безусловно, ситуация может измениться, если ЕС введёт новые санкции. В ближайшее время ЛУКОЙЛ, как и остальные российские нефтекомпании, будет сосредоточен на адаптации к новым условиям, что в первую очередь подразумевает перестройку логистики. Инвестиции в зарубежные активы сейчас явно не приоритет. В более отдалённом будущем ЛУКОЙЛ может выделить их в отдельную компанию – о чём ещё несколько лет назад и говорил Вагит Алекперов.

https://t.me/en_tran/169