Elementor Header #625
Поиск
Close this search box.

Руководитель Центра РЭ оценил версию о негласном противоборстве России и Китая на нефтяном рынке

Москва и Пекин вступили в «негласное противоборство» в связи с поставками на мировой рынок казахстанской нефти, сообщает американский интернет-ресурс Eurasianet. По словам авторов статьи, «после начала спецоперации на Украине российская сторона дважды блокировала каналы экспорта нефти из Казахстана». Руководство Китая якобы выразило ей свое недовольство в приватном порядке.

Как пишет Eurasianet, Пекин крайне заинтересован в беспрепятственном поступлении на глобальный рынок сырой нефти из Казахстана. В противном случае мировые цены продолжат расти, что сегодня абсолютно не нужно замедляющейся китайской экономике. В среднесрочной перспективе ситуация чревата падением потребительского спроса и подорожанием многих товаров в КНР.

Казахстан добывает чуть более 2 млн баррелей в сутки (около 2% мирового объема нефтедобычи). Почти 80% этого объема уходит за рубеж — через нефтепровод Каспийского трубопроводного концерна (КТК) протяженностью более 1,5 тысяч километров и пропускной мощностью 67 млн тонн в год. Магистраль соединяет казахстанские месторождения Тенгиз, Кашаган и Карачаганак с Новороссийском, российским портом на Черном море. Там нефть загружается в танкеры для отправки на рынки. В 2021 году КТК отгрузил через новороссийский терминал 60,7 млн тонн нефти, то есть, около 510 млн баррелей. В прошлом году доходы от продажи этого сырья составили 44% бюджета Казахстана.

Между тем, сегодня трубопровод функционирует с серьезными перебоями. 22 марта в Москве заявили, что два из трех нефтеналивных причала в Новороссийске повреждены штормом. Месяц спустя отгрузка сырья восстановилась. Затем, в июне, работа КТК вновь была прекращена – после того, как официальные лица РФ объявили об обнаружении поблизости противокорабельных мин времен Второй мировой войны. А в июле российский суд предписал КТК приостановить работу на 30 дней – «в связи с нарушениями природоохранного законодательства».

По предположению агентства Reuters, работы могут затянуться на месяц и более, и в течение этого времени единственный оставшийся причал будет перекачивать 60-70% общего номинального объема нефти. Согласно оценкам российских экспертов, речь идет о сугубо технических проблемах, связанных с неисправным оборудованием и прецедентами загрязнения морских вод. Они должны быть устранены – во избежание разливов нефти в Черном море у побережья Краснодарского края.

«Что касается позиции Китая, едва ли тут можно говорить о каком-либо «негласном противоборстве» с Россией, — рассуждает руководитель Центра развития энергетики Кирилл Мельников. – Казахстанская нефть практически не транспортируется в эту страну по трубопроводу КТК, основным потребителем выступает Европа: в 2021 году туда ушло более 70% партий от КТК, а сегодня эта доля выросла еще больше».

В консорциуме нет китайских инвесторов, напоминает Мельников. Из трех месторождений Казахстана, которые дают львиную долю поставок по КТК — Тенгиз, Карачаганак и Кашаган — только в последнем у китайской CNPC есть небольшая доля в 8,3%. Основные акционеры — американские и европейские компании. Казахстан экспортирует свою нефть в КНР главным образом по трубопроводу Атасу-Алашанькоу с месторождений в восточной части страны. Иными словами, перебои в прокачке по КТК никак не отражаются на обеспечении Китая казахстанской нефтью, да и на общемировую ценовую конъюнктуру практически не влияют.

Комментарий Центра развития энергетики для «Московского комсомольца»