Elementor Header #625
Поиск
Close this search box.

С 2023 года налоговая нагрузка на нефтегазовые компании может увеличиться почти на 1 трлн рублей в год

С учетом экономии бюджета на выплатах нефтяникам по демпферному механизму (за поставки топлива на внутренний рынок) после его корректировки для бензина в сентябре этого года, казна получит дополнительно 1,08 трлн рублей в 2023 году, 1,13 трлн — в 2024 году и 1,19 — в 2025 году.

Еще 30 млрд рублей бюджет планирует получить с роста налогов на уголь за первые 3 месяца следующего года. Сверх того, повышение фискальной нагрузки по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в нефтянке должно принести в государственные внебюджетные фонды 105 млрд рублей в 2023 году, 114 млрд — в 2024 году и почти 123 млрд — в 2025 году.

Доходы бюджета удачного для него 2021 года составили 25,3 трлн рублей. То есть сумма чуть выше 1 трлн рублей – это приблизительно 4% доходов государства при хорошей конъюнктуре мирового рынка. Однако в том же бюджете 2021 года почти 36% пришлось на поступления из нефтегазового сектора.

Основные доходы шли с добычи нефти. Если она начнет падать выше ожидаемого (7% — с 524 млн в 2022 году до 490 млн тонн в 2023 году), то и доходы бюджета начнут сокращаться, пусть даже до определенного периода падение будет компенсировано ростом фискальной нагрузки. Аналогичная ситуация с добычей и экспортом газа, на который также придется половина увеличения налогового груза, а также угля.

Совсем не факт, что цены на все углеводороды сохранятся на таком высоком уровне в 2023 году. А с учетом санкций западных стран, совсем не обязательно экспорт нефти, газа и угля продолжит приносить сверхприбыли. Кроме того, компаниям нужно налаживать новые логистические цепочки, строить инфраструктуру для перенаправления экспортных потоков с запада на восток и создавать практически с нуля механизмы торговли с поставщиками. Все это требует дополнительных инвестиций.

Вот как прокомментировал Центр развития энергетики увеличение налоговой нагрузки для «Российской газеты»:

🟢 Ключевой вопрос в этой ситуации — насколько сырьевые отрасли способны будут выплачивать повышенные налоги при неблагоприятных сценариях развития мировой экономики.

🟢 Риск снижения добычи существует, особенно в угольной отрасли, поскольку в настоящее время экспорт энергетического угля на некоторых направлениях уже является нерентабельным. Рост издержек из-за повышения налогов может сильно ударить, в первую очередь, по небольшим компаниям. В то же время, рост налогов не будет определяющим фактором для нефтяных и угольных компаний, и при благоприятном сценарии может не привести к существенным негативным эффектам. Если же цены на российские уголь и нефть упадут, то правительству придётся обдумать снижение налогов, особенно в отношении угля.

🟢 Главным риском для бюджетных поступлений остаётся рецессия, поскольку в таком случае упадут как цены экспорта, так и объемы. Падение цен автоматически снизит поступления нефтяных налогов, так как они исчисляются по формуле. НДПИ на уголь стабилен, но объемы добычи сократятся. Внутренние цены также снизятся в долларовом выражении, поскольку по данным товарам зависят от экспортной альтернативы. Однако сокращение поступления валютных доходов в РФ может привести к ослаблению рубля, и в результате в рублевом выражении внутренние цены на энергоресурсы могут упасть не так сильно или даже увеличиться, в зависимости от динамики курса. Очевидно, что в случае серьезной рецессии в мировой экономике бюджет не получит запланированные доходы и вынужден будет использовать ФНБ (Фонд национального благосостояния). Чтобы снизить эти риски, Минфин в последние два месяца активно наращивает заимствования на внутреннем рынке с тем, чтобы пока не использовать ФНБ для покрытия дефицита бюджета.

https://t.me/en_tran/258