После вступления в силу эмбарго ЕС на поставки российской нефти морским путем Индия с отрывом стала крупнейшим рынком для этих партий сырья с долей как минимум 42%, говорится в отчете Центра развития энергетики.
Отмечается, что в текущем году направления экспорта изменились радикальным образом. Так, в феврале 70% морского экспорта нефти из России приходилось на страны ЕС и Великобританию, и еще 9% — на Японию и Южную Корею.
«Таким образом, совокупная доля Китая и Турции в морских поставках нефти из РФ занимала немногим более 20%, а поставок в Индию фактически не было. В первой половине декабря Индия стала с отрывом крупнейшим рынком для морских партий российской нефти с долей как минимум в 42%», — указывается в отчете.
При этом пока остаются неизвестными пункты назначения для примерно 20% объемов, отгруженных из российских портов в первой половине декабря. Эксперты допускают, что значительная доля этих поставок после перегрузки в более крупные танкеры может в конечном итоге тоже оказаться в Индии.
По данным Центра развития энергетики, морские отгрузки российской нефти в течение года оставались относительно стабильными — 3,1 млн баррелей в сутки в январе против примерно 3,2 млн баррелей в ноябре. Тем не менее введенное в декабре эмбарго ЕС привело к сокращению общего экспорта на 11-13% по сравнению с ноябре.
В целом эксперты отмечают, что благодаря перестройке логистики и предоставлению значительных дисконтов российским нефтекомпаниям удалось стабилизировать экспортные отгрузки, перенаправляя их в страны Азии.