Как сообщается в докладе МЭА от 15 февраля, суммарный экспорт нефти и нефтепродуктов из России в январе 2023 г. вырос почти на 300 тыс. б/с по сравнению с уровнем декабря 2022 г. и составил 8,2 млн б/с. Подчеркивается, что январские поставки «приблизились к историческому рекорду», установленному в феврале 2020 г.
В январе экспорт нефти из РФ в КНР установил рекорд — поставки увеличились на 300 тыс. б/с до 2,1 млн б/с, говорится в обзоре МЭА. Экспорт российской нефти в Турцию вырос с 40 тыс. б/с в декабре 2022 г. до 180 тыс. б/с в январе этого года. Но он все еще значительно ниже уровней августа-октября 2022 г., когда в страну поставлялось порядка 350 тыс. б/с.
Также появились новые покупатели российской нефти. Это, например, Гана (20 тыс. б/с в январе) и Индонезия (25 тыс. б/с). Суммарный экспорт российской нефти в январе составил 5,1 млн б/с, следует из данных МЭА.
Экспорт нефтепродуктов из России в целом почти не изменился в январе по сравнению с предыдущим месяцем, но поставки в ЕС сократились с 1,2 млн б/с до 740 тыс. б/с. В Турцию и Индию Россия в январе 2023 г. поставляла, как и месяцем ранее, около 330 тыс. б/с и 210 тыс. б/с нефтепродуктов соответственно. Экспорт нефтепродуктов в другие страны увеличился в январе 2023 г. к предыдущему месяцу на 400 тыс. б/с до 1,4 млн б/с, а основной рост пришелся на Ближний Восток и Латинскую Америку, указано в отчете МЭА.
Центр развития энергетики объяснил эти показатели для «Ведомостей»:
🟢 Рост экспорта вызван некоторым увеличением добычи, а также ростом экспорта нефтепродуктов накануне эмбарго ЕС. Кроме того, экспорт продуктов из РФ традиционно увеличивается зимой из-за сезонно слабого спроса на внутреннем рынке. Учитывая планы сократить добычу с марта, экспорт тоже снизится, в основном за счёт нефтепродуктов. Мы думаем, что экспорт может упасть на 500-700 тыс. б/с в марте относительно января.
🟢 Поставки нефти в Китай явно будут расти, и мы уже видим эту тенденцию в феврале — основной вопрос в том, когда крупные китайские госкомпании начнут брать морские партии Urals из портов европейской части РФ, поскольку пока спрос обеспечивают независимые китайские переработчики. У крупных госкомпаний есть больше возможностей по организации логистики.
🟢 Спрос в Турции на российскую нефть останется стабильным, но в целом потребление в стране будет под давлением из-за последствий землетрясения и ослабления лиры (импортное топливо станет дороже).
🟢 Что касается новых покупателей, то сейчас все незападные страны оценивают экономику покупки Urals и принимают решение в основном на основе экономических и технологических соображений. Сейчас российские власти предпринимают усилия по сокращению дисконта, что, вероятно, приведет к концентрации поставок на основных покупателях — Индии и Китае, а экзотические направления станут менее привлекательными.
https://t.me/en_tran/315