«Ведомости»: продажи нефтепродуктов на бирже СПбМТСБ побили рекорд в 2022 году

Продажи нефтепродуктов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) в 2022 г. выросли на 7,8% до рекордного уровня в 29,1 млн т., пишут «Ведомости» со ссылкой на пресс-службу биржи. Наиболее заметный рост отмечен по дизтопливу — на 18,9% до 13,7 млн т и мазуту — на 19,9% до 1,7 млн т. Оборот секции нефтепродуктов в денежном выражении за прошлый год увеличился на 3,1% по сравнению с 2021 г. до 1,4 трлн руб. В 2023 г. биржа рассчитывает сохранить эти показатели. По данным СПбМТСБ, на ней торгуется более четверти всех нефтепродуктов, поставляемых на внутренний рынок России.

Центр развития энергетики прокомментировал эти данные:

🟢 Рост продаж топлива связан с сохранением загрузки НПЗ на уровне, близком к 2021 году, при этом, что экспорт нефтепродуктов в результате санкций и их косвенных последствий серьезно осложнился. Поэтому реализация нефтепродуктов на внутреннем рынке выросла. Хотя оптовые цены на нефтепродукты в целом снизились по всем позициям, кроме авиакеросина, НПЗ все равно было выгодно их производить, так как они получали значительные компенсации из бюджета по демпферу.

🟢 Да, вероятнее всего, из за санкций продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке вырастут, а цены на них могут снизиться. Необходимости в росте норматива биржевых продаж нет. Тем не менее, в случае падения цен на нефть экономика НПЗ может ухудшиться, что приведёт к снижению поставок на внутренний рынок несмотря на сокращение экспорта. Пока это маловероятный сценарий.

🟢 Рост поставок на бирже приведёт к снижению оптовых цен. Что касается розничных цен, то их динамика не столь прямо отражает соотношение спроса и предложения, к тому же закупка топлива — не единственная статья затрат для АЗС. Тем не менее, профицит топлива на внутреннем рынке точно исключит возможность существенного роста розничных цен. Будут ли цены снижаться, зависит, в том числе, и от динамики спроса на топливо. В 2022 году внутренний спрос был достаточно сильным, учитывая общую ситуацию, из-за развития внутреннего автомобильного туризма, перестройки логистических цепочек с переходом на большее использование автотранспорта, а также роста потребления в зоне СВО.

Комментарий частично вошёл в материал «Ведомостей»