Elementor Header #625
Поиск
Close this search box.

В преддверии новых санкций Китай, Индия и Турция увеличивают закупки российской нефти

Японское издание Nikkei выпустило большой обзор о происходящем на международном рынке углеводородов. По мнению авторов, Китай и Индия продолжают наращивать импорт российской нефти, значительно изменяя глобальный рынок энергоресурсов.

Согласно данным Nikkei, с 24 февраля по 2 июня в общей сложности 290 нефтяных танкеров отправились из России в Азию (на 190 больше, чем за аналогичный период прошлого года). В Индии, Китае и Турции зафиксирован самый большой рост закупок: примерно на 85% в Индии, на 70% в Китае и на 54% в Турции.

По данным издания, в мае Китай импортировал из России морем 1,09 млн баррелей нефти в день, а Индия – 740 тысяч баррелей. Эти показатели значительно больше апрельских (910 тысяч баррелей у Китая и 284 тысяч у Индии). Также около 800 тысяч баррелей российской нефти в день поступает в Китай по суше (из которых около 600 тысяч баррелей в день по нефтепроводу Восточная Сибирь — Тихий океан и ещё 200 тысяч в день через Казахстан).

Эксперты расходятся в прогнозах насчёт дальнейшей способности Индии, Китая и Турция продолжать импорт российской нефти в таких же масштабах. Например, одно из мнений заключается в том, что и Индия, и Китай имеют долгосрочные контракты на покупку нефти со своими поставщиками на Ближнем Востоке, и основная задача в настоящий момент заключается в покупке дешёвой российской нефти на спотовом рынке.

В целом, специалисты признают, что перенаправление добытой российской нефти и газа на азиатские рынки потребует новой дорогостоящей инфраструктуры и транспортных мощностей, на строительство которых уйдут годы. В частности, для перенаправления российского природного газа из Европы в Азию потребуется строительство очень длинных трубопроводов или специализированных портов, подобных тому, что находится на российском острове Сахалин. Отправка нефти в Азию потребует транспортировки морем, и здесь основное препятствие заключается в санкционных ограничениях (на страховку грузов, на кредитование).

Между тем, в преддверии начала действия санкций, ЕС увеличил импорт нефти из других источников, включая Западную Африку (Ангола, Нигерия, Камерун и Габон), США и Ближний Восток (Ирак и Саудовская Аравия). Сообщается, что нефть сорта Urals, которая всё ещё поступает в Европу, чаще направляется в Средиземное море, при этом Италия берёт пропорционально больше, чем страны северо-западной Европы. Поскольку многие европейские нефтеперерабатывающие заводы ориентированы на работу с нефтью марки Urals, наиболее близкие аналоги будут поступать из Саудовской Аравии и Ирака.

По мнению специалистов, в краткосрочной перспективе ближневосточные производители, такие как Саудовская Аравия, ОАЭ и Ирак, не станут портить отношения с ОПЕК и Россией, но в среднесрочной и долгосрочной перспективе будут готовы транспортировать в Европу больше нефти. С другой стороны, по оценкам экспертов, хотя Китай и Индия могут поглощать значительную часть российской нефти, со всем объёмом, который в настоящее время Россия экспортирует в Европу, им не справиться.